Тренды, бренды, секонд-хенды: про дорогие сапоги, дешёвые блузки и бесценное самоуважение

Как журналисту и колумнисту, случилось мне однажды писать статью про брендовую одежду и ее извечное противостояние азиатскому ширпотребу. Я люблю погружаться в такие многосторонние темы, но когда у тебя самой неоднозначное отношение ни к тому, ни к другому, сложно от этого абстрагироваться.

Тренды, бренды, секонд-хенды - кадр из фильма "Шопоголик"
Кадр из фильма «Шопоголик»

В бренде на тренде

Спорить о том, кто здесь прав, бесполезно. Для человека, который одевается по принципу «дешево и сердито», ощущение уверенности в себе, приобретаемое другим хомо-сапиенсом с помощью облачения стана в платье с привлекательной этикеткой, совсем иное. Оно кажется не столько эфемерным, сколько проявлением, во-первых, крайней расточительности («да я бы сейчас на эти деньги в Турции зажигал!), а во-вторых, малодушием («на эти деньги можно было бы помочь детдомам и домам престарелых»).

А дьявол (или просто друг и коллега) в Prada говорит, приосаниваясь, что она (та самая Prada) придает ему уверенности и отмечает статус. Или создает его. И потом, она стоит своих денег, потому что на нее многоуважаемая Миучча потратила много дней и бессонных ночей, обдумывая дизайн, цвет и будущую рекламную кампанию.

Одним словом, это бренд, который я однажды случайно назвала бредом, по ошибке отправив редактору черновик статьи. Она у меня называлась «Как отличить настоящий бред от фейка». Было забавно. 

Тренды, бренды, секонд-хенды - Кадр из фильма «Дьявол носит Prada» (2006)
Кадр из фильма «Дьявол носит Prada» (2006)

Бывшие в употреблении

Что меня по-прежнему удивляет: в России чаще всего откровенно брезгуют секонд-хендами, в то время как европейские жители относятся к ним почти со священным трепетом. Потому что там можно приобрести нечто оригинальное за копейки. Точнее, за центы. Там можно одеваться хорошо людям с низким достатком. Там можно найти бренды за те же копейки. То есть, за центы. Но наш брат не хочет ношеную Праду, даже если она выглядит так, будто только что сошла с миланского подиума.

Тренды, бренды, секонд-хенды - Кадр из фильма «Шопоголик» - перчатки
Кадр из фильма «Шопоголик» (2008)

В маленьких европейских секондах толпа такая, как в советских магазинах в дефицитные времена. Причем, есть вещи абсолютно непотребного вида: с пятнами кетчупа, донельзя растянутые, все в катышках… Но женщины разного возраста ЭТО берут! Потому что ЭТО стоит 3-10 евро, а они не любят заморачиваться на своём внешнем виде, предпочитая тратить деньги на что-то другое.

А наши секонды часто пустуют. Две мои любимые блузки, идеально севшие на мою нестандартную фигуру, куплены в одном европейском секонд-хенде за 3 евро. Но как только я признаюсь в этом, то вижу, как заинтересованно-восторженное выражение лица сменяется недоумевающе-брезгливым.

«Как можно надеть на себя ношеное неизвестно кем и неизвестно как?»

Тренды, бренды, секонд-хенды - Шопоголик - распродажа
Кадр из фильма «Шопоголик» (2008)

Сапоги за 10 тысяч

«Сапоги за 10 тысяч» – это для меня уже устойчивое выражение, потому что я слышала про них как минимум дважды. Про одни и те же. Дело было в середине 2000-х, поэтому сумма тогда казалась приличной, потому что была половиной зарплаты. 

Однажды коллега за чашкой кофе:

«Катя – это что-то непроходимо-невообразимое! Купила себе сапоги за 10 тысяч! Могла выбрать что-то подешевле и не хуже по качеству, но нет. Она стопчет их в метро в первый же месяц!»

В то же время Катя:

«Наконец-то хоть купила себе сапоги нормальные, за 10 тысяч. Как можно надеть на свои любимые ноги дешёвую обувь? Это же как надо себя не уважать!»

Ведь вы этого достойны!

Одержимость брендами, как и безразличное отношение к тому во что ты одет, не всегда зависит от достатка и возможностей. Такие люди иным кажутся сумасшедшими. Человека, который может себе позволить все или почти все, обязательно упрекнут в скупости, если он экономит и покупает нечто подешевле, хотя в этом нет ничего зазорного. Это ж прекрасно, когда человек знает цену деньгам и умеет их считать.

Тренды, бренды, секонд-хенды - Стив Джобс
Стив Джобс и «эволюция» его образов. Простые, но недешевые джинсы и водолазка стали визитной карточкой гениального айтишника

Но есть и другая сторона – когда человек со средним достатком, старательно откладывает деньги, копя на нечто с красивой этикеткой, которая придаст ему значимости. И дьявол на плече шепчет ему рекламным голосом:

«Ведь вы этого достойны!»

Когда-то я работала в издании, где все были помешаны на брендах и красивой жизни. Тогда я узнала, что есть на этом свете женщины, которые покупают себе сумочку Fendi или ремешок Gucci, которые объективно не могут себе позволить, а потом весь месяц живут впроголодь, питаясь лишь гречкой и роллтоном. Но эта сумка или ремень греют им душу, поскольку тело согревать не должны (и не способны). Но разве можно обойтись без них? Ведь они этого достойны!

Маленькие радости большой брендомании

С одной стороны, одежда с желанным логотипом является своеобразным пропуском в мир и хорошего настроения, и уверенности в себе, и на престижную работу – это ведь пресловутая одежка, по которой встречают.

С другой стороны, есть люди, которые прекрасно живут, чувствуют себя и выглядят в том, что презрительно называют ширпотребом, а более прилично – продуктом широкого потребления, масс-маркетом. Но и у них бывает спорадическая страсть к брендовому антуражу, которая рождается от незащищенности, от дисгармонии с самим собой, когда пустоту пытаются заглушить мощной шмоткой за круглую сумму, словно заткнув пробкой.

Звёзды российского шоу-бизнеса очень любят прихвастнуть вещичками из последних коллекций мировых дизайнерских брендов. Леди демонстрируют, что они не только в бренде, но и в тренде. Свежая коллекция дорога, продаётся без скидок и демонстрирует не столько любовь к моде, сколько финансовые возможности. И это тоже избранная позиция.

Тренды, бренды, секонд-хенды - Кэрри Брэдшоу и босоножки Manolo Blahnik
Кэрри Брэдшоу и её любимые босоножки Manolo Blahnik в витрине магазина Barney’s New York

С возрастом и опытом я научилась не удивляться и не упрекать ни одних, ни других, ведь все имеют право на собственный выбор, даже странный и нерациональный. У кого-то он скромный, не несущий иной функции, кроме прикрывающее-согревательной. У других он пахнет бутиковой роскошью Prada.

У меня он, скорее всего, первый. Ведь я уже говорила, что боюсь дорогих магазинов и сторонюсь роскоши. Но каков бы ни был ваш выбор, просто знайте, что вы этого достойны. Что бы ни думали об этом окружающие.

© Ася Шуткова

Реклама от партнёров

Вам может понравиться (или пригодиться):

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

AlphaOmega Captcha Classica  –  Enter Security Code